В начале ХVIII века Большой Токмак быстро разрастался, чему способствовали проходившие здесь старые торговые пути на Крым, а впоследствии — и на Бердянск. В селении развивались торговля и ремесла.
Кустарные изделия, а также зерно, шерсть, скот, сбывались на весенней (9 мая) и осенней (1 октября) ярмарках, куда съезжались купцы из многих городов, в т. ч. из Москвы, Курска, Бердянска, Феодосии.
Во время Крымской войны с. Большой Токмак временно стало центром Бердянского уезда. В селе размещались раненые, здесь похоронен 281 защитник Севастополя.
В 1861 г. селение было отнесено к разряду местечек и вошло в состав Бердянского уезда Таврической губернии.
В 1882 г. немец Фукс основал в Большом Токмаке завод земледельческих машин и орудий. Через три года такой же завод по соседству открыл австрийский подданный Клейнер.
В 1886 г. в местечке появились крупные кирпичный и черепичный заводы, расширили производство салотопенный и кожевенный заводы.
Дальнейшему экономическому развитию Большого Токмака способствовало строительство подъездных путей. В 1911 году местные фабриканты и купцы построили железнодорожную ветку Цареконстантиновка — Федоровка, а на ней станцию Большой Токмак.
В январе 1918 г. в Большом Токмаке установлена Советская власть и ликвидированы органы Временного правительства. Для поддержания революционного порядка организовали отряд народной милиции.
В годы Гражданской войны власть в местечке переходила от красных к белым 8 раз. Окончательно Большой Токмак освобожден от белых 28 октября 1920 г. воинами Красной армии.
23 марта 1921 г. Большой Токмак стал уездным центром.
В 1923 г. на заводе «Красном прогрессе» был начат серийный выпуск тракторов первой советской конструкции — «Запорожец».
В 1923 г. местечко Большой Токмак было отнесено к категории поселков городского типа и стало центром Большетокмакского района Мелитопольского округа.
В 1938 г. Большой Токмак переведен в разряд городов районного подчинения. Здесь появились новые улицы, построены многоэтажные здания, в т. ч. 20 четырехэтажных домов для тружеников завода им. Кирова.
Работали гостиница, 27 магазинов, 35 киосков и ларьков, почта, телеграф, радиоузел, сберкасса.
Трудящиеся позаботились об озеленении города. Украшением его стал парк культуры и отдыха. Улучшилось медицинское обслуживание населения. В новой больнице на 200 коек трудились 13 врачей и 39 человек среднего медперсонала.
Для малышей открылись три детских сада и ясли. В Большом Токмаке действовали 13 общеобразовательных школ, в т. ч. три средних. Кадры специалистов готовили механический техникум, школа медицинских сестер и областная школа колхозных бухгалтеров. Работали восемь клубов, два кинотеатра, четыре библиотеки.
Тяжелым испытанием для токмачан стала Великая Отечественная война и оккупация Токмака немецко-фашистскими войсками. Город был разрушен, тысячи жителей города погибли на фронтах, более 3 тыс. юношей и девушек были угнаны в Германию, либо замучены оккупантами.
20 сентября 1943 г. передовые части 2-й гвардейской армии освободили Большой Токмак от немецко-фашистских захватчиков. 87-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора К. Я. Тымчика первой ворвалась в Большой Токмак и спасла его от полного разрушения, которое готовили специальные гитлеровские команды поджигателей и подрывников.
В боях за освобождение города и района отдали жизнь более 9 тыс. советских воинов. На братских могилах погибших воинов и подпольщиков благодарные жители воздвигли памятники, а на улице Революционной — обелиск.
После окончания Великой Отечественной войны в 1948 г. был полностью восстановлен завод им. Кирова. Он специализировался на выпуске дизелей и дизель-генераторов.
В августе 1964 г. выдал первую продукцию — автомобильные поковки — Токмакский кузнечно-штамповочный завод Министерства автомобильной промышленности СССР.
В декабре 1962 г. Большой Токмак отнесен к категории городов областного подчинения и назван Токмаком.
В 70-ых годах в Токмаке действовали 11 предприятий: швейная фабрика, кузнечно-штамповочный завод, консервный, металлохозтоваров, асфальтобетонный, завод мясокостной муки и д.р. Самым крупным среди них являлся дизелестроительный завод им. Кирова. Двигатели марки «ЗИК» экспортировались в 60 стран, работали на всех широтах земного шара — в суровом Заполярье, в Антарктиде и в джунглях Африки.
В начале 70-ых в Токмаке сооружены новые здания железнодорожного и автобусного вокзалов, дом связи, автозаправочная, автостоянка. Главную улицу города — Революционную украсила новая комфортабельная гостиница «Весна» на 104 места.
В 90-ых годах, после распада СССР и в 2000-ых, когда Токмак находился под киевской властью, весь экономический потенциал города был утрачен, все промышленные предприятия уничтожены. В глубоком кризисе оказались транспорт, почта, торговля, бытовое обслуживание, образование и культура. На этом фоне украинские националисты переписывали историю города, возводили в ранг героев бывших петлюровцев и бандеровцев, навязывали русскоязычным токмачанам свой язык общения, чуждое видение культурных традиций.
2 марта 2022 года в истории Токмака открылась новая страница – в ходе Специальной Военной операции город был освобожден войсками РФ.
В сентябре 2022 года более 93% избирателей проголосовали на референдуме за присоединение Запорожской области к Российской Федерации
на правах субъекта. А после референдума в октябре этого же года
Запорожская область, географическом центром которой является город Токмак, стала субъектом Российской Федерации. Это решение закреплено федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области».